Пятница, 03.05.2024, 23:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Теория

Абсолютное и относительное

Абсолютное и относительное

Соотношение абсолютного и относительного – казалось бы, какая ещё тема может быть более абстрактной и далёкой от реальности, нежели эта. Но активная (не сказать – агрессивная) позиция сторонников позитивистской точки зрения, ссылающихся на авторитет А. Эйнштейна и его концепцию относительности, и утверждающих, что нет ничего абсолютного, но всё относительно, заставляет задуматься, а так ли эта проблема далека от повседневности, как на первый взгляд представляется.

Ведь, по сути, утверждается, что поскольку всё относительно, то и истина относительна и как таковая всегда сомнительна, а значит и достигнутое знание в принципе имманентно неистинно и субъективно. При этом сами позитивисты не замечают комичности положения, в которое себя поставили, утвердив абсолют относительного и тем самым показав, что абсолютное всё-таки существует, хотя бы и в такой извращённой форме.

Обратимся в поисках ответа на заданный вопрос к солидным источникам.

«АБСОЛЮТНЫЙ - 1) Безусловный, неограниченный, безотносительный. 2) Совершенный, полный».[1]

«АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ - философские категории; абсолютное — безусловное, само по себе сущее, вечное, всеобщее; относительное — условное, преходящее, временное. Абсолютное в древнегреческой философии определяется как сторона совершенства,  завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе»; относительное выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому.

…Термин «абсолютный» нередко используется для  обозначения предмета, который определяется через его внутреннее содержание. Соответственно относительным называют предмет, определяемый через отношение к другому предмету. Относительным также называют предмет, определяемый через свое внутреннее содержание, но обнаруживающий его не во всех, а лишь в некоторых отношениях с другими предметами. В свою очередь абсолютный — это предмет, проявляющий внутреннее содержание во всех таких отношениях».[2]

«АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ категории материалистич. диалектики. Абсолютное  безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле абсолютна материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы…

С точки зрения материалистич. диалектики противоположность А. и о. не исключает, а предполагает их единство. С одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в относительном и через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как выражение неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит, моменты в его структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит, моментов и тем самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так, абсолютность материи реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит, форм существования. С др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент самостоятельности и как сторона перехода, движения к безусловному, непреложному».[3]

«АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (лат. absolutus - отделенное, отпущенное и лат. relativus - отнесенное в то или иное место) - противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. О. (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. А. и О. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и т.д….

В философии Нового времени (в особенности в немецкой классической традиции) выделялись различные аспекты А. и О., которые раскрывались в системе понятий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т.п. В системе категорий материалистической диалектики постулировалось, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент А.; то, что в одной связи относительно, в другой абсолютно и т.д. В современной философии при истолковании А. как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А. пространство). Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А. и описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего - идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. А. может постулироваться либо как «целое», создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время».[4]

Резюмируя приведённые определения можно сказать, что абсолютное:

- это неограниченное, полное, завершённое, всеобщее;

- определяется только своим внутренним содержанием, самим собой, не через иное;

- неразрывно с относительным, содержит его в себе;

- но есть и иная точка зрения – абсолютное трансцендентно и противоположно миру отношений. Тем самым полностью разрывается связь между абсолютным и относительным или, другими словами, между целым и частями, между всеобщим и особенным и единичным, в результате разрушается единство мира.

Относительное трактуется как:

- несовершенное, преходящее, временное;

- зависящее от условий;

- связанное с абсолютным и содержащееся в нём;

- есть и противоположное мнение, что относительное не имеет связи с абсолютным.

Как видим, разные источники не только не сходятся полностью в определении абсолютного и относительного, но и содержат противоречащие выводы.

Совершенно очевидно, что при рассмотрении феноменов абсолютного и относительного и их соотношения должно не рассматривать изолированно некоторые эмпирически выбранные стороны рассматриваемых категорий, а исходить из фундаментального основания, каковым может быть диалектический метод анализа.

Согласно же диалектическому подходу анализируемый объект и его иное всегда тождественны, т.е. нераздельны, одно не может существовать без другого. Стороны диалектического соотношения (противоречия) являются отрицанием по отношению друг к другу и эта отрицательность в итоге разрешается (снимается) становлением нового качества, нового субстанционального объекта в котором стороны прежнего противоречия представлены в снятом виде.

Стороны противоречия как взаимно отрицающие ограничены своим иным, т.е. каждая сторона ограничена другой, они определяются друг другом и в таком абстрактном рассмотрении, отвлечённом от конкретной формы и содержания сторон противоречия, представляют собой относительности (относительное). Но стороны противоречия не есть нечто застывшее, неизменное, они, постоянно рефлексируя в себя одна другую, изменяются, движутся, развиваются, наполняются новым содержанием и, в конце концов, достигнув определённой напряжённости, снимаются в новом качестве, противоречие разрешается становлением нового субстанционального состояния.

В этом диалектическом движении относительное предстаёт внутри этого движения как разделённое, отрицающее, отрицательное, как особенное и единичное, как преходящее, временное. При этом относительное, представленное соотношением сторон противоречия, изменяется, движется вместе с ними и внутренне, и внешне. Внутренне, поскольку стороны противоречия во взаимном влиянии изменяются. Внешне, поскольку противоречие разрешается становлением нового качества и т.о. возникновением нового противоречия, имманентным новой относительностью.

Завершающий акт диалектического движения, снятие сторон противоречия, имеет результатом субстанциональное состояние, в котором также снята и относительность, имманентная исходному противоречию. Это новое состояние выступает по отношению к рассматриваемой относительности как её завершение. Стороны противоречия, соотношение которых представало ранее как относительное, отождествляются. В этот момент относительное, отрицательное переходит в своё инобытие – отождествлённое, объединённое, положительное, целое. Это новое качество есть абсолютное. Это абсолютное есть истина относительного, его понятие. Такое абсолютное содержит относительное внутри себя, но не в прежнем, а в снятом виде.

Т.о. абсолютное как завершение относительного и выход за его границу есть в отношении относительного объединяющее, отождествляющее, предельное, ограничивающее, целое, общее.

Относительное как таковое относительно не по отношению к абсолютному, а по своему месту в диалектическом процессе, внутри противоречия, отрицания, разделения, движения. По отношению к абсолютному относительное есть его источник, причина, момент движения к абсолютному.

Абсолютное по отношению к относительному есть его итог, завершение, истина. Абсолютное есть интенция относительного и его цель и потому телеологично в отношении относительного.

Абсолютное в каждый момент своего существования имманентно содержит относительное. Относительное, в свою очередь, имманентно предполагает абсолютное.

Разрешение противоречия имеет результатом становление нового субстанционального состояния, в котором исходное противоречие представлено в снятом виде. Но в силу диалектичности всего сущего это новое состояние уже в момент своего становления является внутренне противоречивым, причём возникшее противоречие не является копией прежнего противоречия – это новое противоречие, обогащённое прежними, снятыми отношениями.

В этом диалектическом процессе абсолютное, едва став таковым, оказывается источником нового относительного, в котором снято прежнее относительное. Процесс продолжается – абсолютное переходит в другое абсолютное опосредствуясь относительным и, в свою очередь, относительное переходит в другое относительное опосредствуясь абсолютным. Пределом такого движения является субстанция как целое, природа в целом. Именно природа как всеобщее есть абсолютное абсолютного, т.е. истинно абсолютное.

Поэтому следует признать, что во всех формах субстанционального движения всегда наличествуют и относительное, и абсолютное. Относительное как внутренняя отрицательность, противоречивость, интенция движения. Абсолютное как этап движения, получающий некое завершение в форме разрешённого, снятого противоречия, как положительное, как достигнутая цель противоречия и одновременно как потенция нового противоречия, нового относительного.

Абсолютные моменты бесчисленных субстанциональных форм могут рассматриваться в отношении друг друга как относительные, оставаясь в то же время абсолютными по отношению к себе, независимыми, неограниченными. При этом независимость и неограниченность понимаются только как независимость и неограниченность их друг от друга, не более. Но истинно неограниченным и независимым является только всеобщность абсолютного природы.

Обращая взор к другим диалектическим категориям нетрудно увидеть совершенно явную их корреляцию с абсолютным и относительным. Так абсолютное соотносится с всеобщим (общим), целым, необходимостью, телеологичностью как уже реализованной целью. Относительное, в свою очередь, коррелирует с особенным (единичным), частью, случайностью, телеологичностью (но не как явной (для-себя), а как интенцией (в-себе)).

Очевидно, что, говоря об абсолютном и относительном, невозможно не затронуть вопроса о существовании знания в формах абсолютного и относительного.

Из вышеизложенного совершенно ясно видно, что знание в каждый свой момент и относительно, и абсолютно.

Знание относительно как момент движения, как отрицание достигнутого, как выявленная неполнота.

Знание абсолютно как некое наличное завершение, как положительный (снятый) итог (хотя бы и временный, преходящий), как, наконец, часть того абсолюта (пусть и недостижимого), каковым является полное, абсолютное знание природы (имеется ввиду только истинное знание, поскольку неистинное не может иметь абсолюта). Последнее есть полное знание и в этом статусе оно есть бесконечное, поскольку дальнейшего движения быть не может – предмет познания исчерпан.[5] Но внутри себя это полное знание содержит в снятом виде все свои бесчисленные относительные моменты.

 

03.2015

 

[1] Философская Энциклопедия: в 5-х т. М., Изд-во "БСЭ", 1960-1970.

[2] Новая философская энциклопедия, в 4 т. М., Мысль, 2010.

[3] Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1983.

[4] Новейший философский словарь. М., 2009.

[5] «Абсолютное знание есть истина всех способов сознания, потому что, как показало [описанное в «Феноменологии духа»] движение сознания, лишь в абсолютном знании полностью преодолевается разрыв между предметом и достоверностью самого себя, и истина стала равной этой достоверности, так же как и эта достоверность стала равной истине». Гегель Г. Наука логики. «Мысль», М., 1970, Т. 1, С. 102.

Категория: Теория | Добавил: Автор (28.03.2015)
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0