Четверг, 02.05.2024, 13:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Теория

Абстрактное и конкретное, единичное и общее в реальности и в познании

Рассмотрим более подробно данные категории с точки зрения субстанциональности, – со стороны их материального и идеального моментов, –  для чего следует выяснить, как предстают в упомянутых категориях материальное – вещь[1], и идеальное – понятие вещи.

Как же проявляют себя абстрактное и конкретное и соотносящиеся с ними категории общего и единичного в реальности и в познании (мышлении)? Общим связующим звеном для материального (вещи) и идеального (понятия вещи) является понятие сущности, представляющей собой «действительное содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия»[2], т.е. всеобщие определения некой вещи, процесса в их связи и единстве, и по-разному проявляющейся в действительности. Для того, чтобы понять их положение и соотношение в реальности и познании, очевидно, следует рассмотреть в каких формах в этих сферах бытийствует сущность.

Сущность в сфере идеального представляет, как уже говорилось, выражение в понятии всех свойств и связей вещи реальности, все её возможные определения. Но определения и, следовательно, сущность единичной вещи детерминированы актуальными условиями её существования и движения и потому ограничены ими. Однако, актуальные, наличные связи не исчерпывают все возможные связи вещи и, как следствие, понятие единичной вещи не выражает «действительное содержание предмета», его сущность во всей полноте определений. Следовательно, понятие единичной вещи ограниченно, частично, неполно, т.е. абстрактно.

Напротив, сущность вещи как понятие, объемлющее все возможные связи и свойства вещи и в таком виде представляющая собой закон существования и движения вещи, исчерпывает «многообразие форм её бытия» (т.е. многообразие единичных наличных вещей, представляющих собой единичные проявления одной, общей им, сущности). Такое понятие есть понятие полное, завершённое, истинное, т.е. общее и в своей полноте определений вещи оно конкретно.

Однако, в реальном бытии вещей каждая единичная вещь своим существованием реализует все возможные в её наличных ограниченных условиях связи. Другими словами, в ограниченных условиях вещь реализует все наличные связи, т.е. выражает своё «действительное содержание» не только как единственно возможное в данных ограниченных условиях содержание, но и как содержание, исчерпывающее все актуальные связи, и потому единичная вещь реальностиконкретна (представлена во всех своих наличных связях и определениях).

Но в реальности, обладающей бесконечным многообразием условий, невозможно существование вещи, сущность которой имманентно содержала бы все возможные определения и связи, т.е. вещи как таковой, безотносительно к условиям её бытия, ибо в противном случае необходимо признать возможность единовременного существования в некой точке природы всех возможных её условий. Или, иначе говоря, невозможно в неких наличных ограниченных условиях сказать в отношении единичной вещи, что это одновременно есть и некая «общая» вещь (вещь как таковая), обладающая «всеобщими определениями вещи». Поскольку существование некой «общей» вещи (вещи как таковой) невозможно, то и представление о такой вещи абстрактно (или, что то же – «общая» вещь есть абстракция).

Подведём итог.

В познании понятие единичного абстрактно. Конкретным является понятие, содержащее в себе все определения всех возможных единичных проявлений – общее (всеобщее) понятие.

В реальности каждое единичное (единичная вещь) – конкретно. Общее как нечто реальное, вещное, предметное не существует, общее как вещь реальности – абстрактно.[3]

Именно в силу отмеченной зеркальности общего-единичного, конкретного-абстрактного в реальности и в познании (мышлении) и возникают споры по поводу их реальности, наличности, вещности либо же виртуальности, видимости.

В реальности общее существует как некий принцип (закон, тенденция), но не как вещь (материальный предмет) – поэтому такое общее абстрактно. Но зато единичные наличные вещи – конкретны.

В познании же, наоборот, конкретны, т.е. обладают всей совокупностью определений некоторого класса реальных вещей, связанных общим принципом движения (законом, тенденцией), только общие понятия. Понятия же, описывающие единичные конкретные вещи реальности, напротив, абстрактны, т.к. содержат только некоторые, ограниченные определения реальных вещей, т.е. те определения, которые описывают ограниченные свойства и связи ограниченной же реальной вещи.

Широко известное т.н. восхождение от абстрактного к конкретному в познании, есть не что иное, как движение от понятия единичной вещи, ограниченной конечным числом связей, к выявлению всех возможных связей, установлению закона её существования и движения, т.е. выявление общего понятия – а это и есть движение от явления к сущности, от единичного к общему.

В познании конкретная единичная вещь реальности предстаёт в форме абстрактного понятия, т.е. как обладающее ограниченными связями и определениями, Напротив, закон её существования и движения, определяющий сущность вещи как средоточие всех определений и связей вещи, есть общее и потому – конкретное.[4]

В реальности же каждая единичная вещь существует постольку, поскольку она реализует все возможные для неё связи и определения в соответствии со своей сущностью и потому в своей единичности она конкретна. Но то общее, что детерминирует сущность вещи, как нечто вещественное не существует (но только как тенденция, закон, принцип) и потому такое общее формально (как невещественное) абстрактно.

 

[1] Говоря «вещь» мы имеем ввиду также и иные материальные проявления, например, процессы, т.е. не только факт простого существования, но и факт движения.

[2] Философская Энциклопедия. В 5 томах. «Советская энциклопедия». М., 1960-1970, Т. 5, С. 168.

[3] Единственная вещь реальности, являющаяся в своей единичности конкретностью – это природа в целом, Вселенная, объемлющая все единичные конкретные вещи.

[4] "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления". Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е, Т. 12, С. 727.

Категория: Теория | Добавил: Автор (10.09.2016)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0