Главная » Статьи » Теория |
Ввиду того, что в существующей литературе имеются разные определения мышления, сознания, интеллекта и психики, приведём своё понимание этих категорий в согласии с принципом субстанционального монизма, подробно исследованном в книге «Субстанциональный монизм как диалектика материального и идеального и основополагающий принцип саморазвития реальности»
Мышление – функция органа отражения[1] субстанции, внутрисубстанциональный процесс согласования функционирования материального в форме физиологических процессов органа отражения, действующего под влиянием внешних и внутренних раздражителей, и сознания как идеального представления результатов этого процесса этим же органом отражения. Мышление опосредствует два процесса – 1. материальный в форме физиологических функций органа отражения и 2. идеальный в форме идеальных представлений (предметов) сознания. Механизм их согласования ещё предстоит выяснить. Сознание – функция и результат мышления, непосредственное отражение органом мышления реальности в форме идеальных представлений об этой реальности. Форма самого идеального представления может быть самой разной – от примитивного сигнала как реакции на внешний раздражитель у простейших субстанциональных форм, до сложных образов, компонуемых мышлением под воздействием органов чувств у высокоразвитых организмов и представляемых в сознании в образной форме. В идеальных представлениях сознания материальный процесс мышления снят, сознание есть превращённая форма мышления. Однако, сознание, непосредственно отражающее реальность, это ещё простое сознание, сознание в-себе. Предельным развитием сознания, его завершением является самосознание как осознавание себя, т.е. уже полное сознание. Самосознание – феномен внутренней рефлексии сознания в самое себя, результатом которой является способность субстанции, обладающей самосознанием, противопоставлять Я и не-Я и, таким образом, отделять себя от внешнего мира, ощущать себя самостью, личностью. Это уже полное сознание – сознание для-себя. В самосознании простое сознание снято. Самосознание – превращённая форма сознания. Интеллект – феномен деятельности сознания и самосознания, способность к выявлению логики процессов внешнего мира и действиям в соответствии с этой логикой. Поскольку простое сознание непосредственно отражает внешний мир, то оно способно действовать со своими идеальными предметами только путём установления непосредственных же (т.е. формальных) причинно-следственных связей между ними и потому логика внешнего мира понимается интеллектом простого сознания как логика внешних формально-логических связей с соответствующей детерминацией действий. Самосознание, обладающее саморефлексией, видит свой идеальный предмет как противопоставленный себе же, т.е. как диалектический предмет и потому действует по принципам диалектической логики. Как таковое оно способно к выявлению опосредствованных связей и пониманию сущности процессов реальности и, следовательно, действиям в соответствии с внутренней логикой этих процессов.[2] Психика – сторона сознания (самосознания), выражающая его чувственно-эмоциональную составляющую, определяемую внутренними (онтогенетическими) особенностями субстанциональных организмов и потому индивидуальная для каждого организма. В психике логическое дополняется чувственным, эмоциональным – в конечном итоге только прочность и полнота этой связи делает возможным появление нравственности в человеке (идеального идеального). Феномен психики выражает индивидуализацию сознания (самосознания), характеризует живые субстанции со стороны их единичности, тогда как феномены мышления и сознания характеризуют живые субстанции со стороны всеобщности, как присущности всем. С этой точки зрения феномен интеллекта представляет собой особенное – он соединяет в себе всеобщее как действие по определённым, общим для всех, принципам и единичное как индивидуальную реализацию этих принципов со стороны возможностей психики. Несмотря на то, что в парадигматическом ряду – мышление, сознание, самосознание, интеллект, психика – предыдущие ступени формально являются основанием последующих, совершенно неверно представлять дело таким образом, что последующие ступени однозначно детерминированы предыдущими. Связь между этими феноменами не только формально-последовательная, но, главным образом, диалектическая – последующие ступени также влияют на предыдущие, все ступени находятся в диалектическом единстве. Наиболее убедительный довод в пользу этого даёт эмпирия – невозможно отрицать влияние интеллекта и психики на самосознание и мышление человека.
[1] Орган отражения понимается в самом широком смысле – как орган живых субстанций, имеющий любую структурную форму (от нескольких нервных клеток до человеческого мозга), главной, а, возможно, и единственной функцией которых является восприятие воздействий (и внешних, и внутренних), выработка сигнала об этих воздействиях и передача этого сигнала организму для его реакции на воздействие. Управляющий сигнал, о котором идёт речь, представляет названные воздействия идеально, т.е. не в прямой форме, а в форме, изменённой органом отражения (как представление воздействия в приемлемой форме). [2] Очевидно, учитывая широчайший спектр физиологических форм органов отражения живых субстанций, целесообразно ввести систематизацию типов сознания и, соответственно, типов интеллекта, соответствующих типам сознания. | |
Просмотров: 432 | Рейтинг: 0.0/0 |