Четверг, 02.05.2024, 07:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Теория

Субстанциональный монизм и принципы диалектики

Субстанциональный монизм и принципы диалектики

 

Ещё Спиноза высказал исключительно важную мысль о субстанциональном единстве материального и идеального[1] (в терминах Спинозы, соответственно, протяжённость и мышление) – и это есть сугубо диалектический момент его идеи. Субстанция, согласно Спинозе, саморазвивается согласно внутренним причинам (это второй диалектический момент), которые он детально не описал, ограничившись указанием на влияние бога-природы.

Следует сказать совершенно недвусмысленно, что возможен либо спинозизм – монизм – либо дуализм всех мастей, провозглашающий приоритет одной из сторон реальности, и материалистический, и идеалистический – вырождающийся, в конце концов, в первом случае, в слепое преклонение перед «необоримыми» законами, либо, во втором случае, в пренебрежение какими-либо законами и преклонение перед субъективностью, неважно, человека или абсолюта.

И тут необходим Гегель, без которого спинозизм обездвижен, ибо слепого упования на неведомую причину движения, хотя бы даже в лице бога-природы, явно недостаточно.

Гегель, в свою очередь, причину диалектического саморазвития субстанции увидел во внутреннем противоречии и осуществил весьма подробный анализ механизма саморазвития. Однако, своё исследование Гегель провёл в исключительно абстрактной форме – основным предметом его внимания был процесс саморазвития сам по себе, без выявления конкретного взаимоотношения материального и идеального. Последнее обстоятельство и создаёт обманчивое впечатление идеалистической основы его работы. Идеализм, безусловно, имеет у Гегеля место, и весьма серьёзное место, но суть его «Науки логики» не в апологии идеализма, а в определении принципа и раскрытии механизма саморазвития реальности. И в этом пункте, по весьма проницательному замечанию Ленина, «объективный (и ещё более абсолютный) идеализм зигзагом (и кувырком) подошёл вплотную к материализму, частью даже превратился в него».[2]

Гегелевское противоречие является внутренним потому, что его стороны одновременно и отрицают друг друга (отделены друг от друга, различены), и неразрывны, каждая из них является «своим иным» другой стороны, её рефлексией и потому обе вместе в своём взаимодействии они составляют единое целое.

Этим единым целым и является субстанция, стороны (моменты – Гегель) которой применительно к монистической идее Спинозы предстают как материальное и идеальное. Материальное представлено явно, непосредственно, в конкретных материальных (вещественных) формах. Идеальное представлено скрыто, в-себе, и есть не что иное, как процесс возникновения и движения материальных форм, снятый в этих же материальных формах и представленный посредством материального. Т.о. идеальное предстаёт посредством своего материального как его качества, свойства, являющиеся следствием процесса становления этого материального. Материальное же, в свою очередь, содержит своё идеальное в себе как снятый процесс своего движения.

Такие неразрывные в различии (а это и есть диалектическое тождество) материальное и идеальное есть субстанция, являющаяся субъектом собственного развития, т.к. имеет причину своего движения в себе же в форме внутреннего противоречия, постоянно существующего и постоянно разрешающегося, снимающегося в новых формах субстанции, также внутренне имманентно противоречивых, поскольку стороны субстанции – материальное и идеальное – постоянно наличны.

Следует особо отметить, что субстанция не есть нечто третье в отношении своих сторон – субстанция это форма (формы) объективной реальности внешне (пространственно) представленная в материальной форме (материальной стороной), идеальное которой представлено качествами, свойствами этой материальной формы. Субстанция как единство различённого, имеющая причину своего существования и движения внутри себя – монистична и субъектна.

Из характера движения внутреннего противоречия следуют ещё два диалектических принципа.

Внутреннее субстанциональное противоречие всегда возникает, развивается и разрешается не в некой абстракции, а в уже существующих наличных (актуальных) условиях, которые своей конкретностью налагают вполне определённые условия на характер движения этого противоречия, тем самым оказывая детерминирующее воздействие на движение субстанции в целом – т.о. общее (наличные условия) определяет частное (характер движения противоречия). Но одновременно стороны противоречия в каждом случае также конкретны и потому результатом разрешения противоречия является вполне конкретное субстанциональное состояние, единичное – т.о. частное влияет на общее (формирует его). Процесс взаимодействия общего и единичного (частного) осуществляется не непосредственно, а опосредованно – через особенные формы их взаимосвязи, которые соединяют в себе обе крайности.

Принципы диалектики

Т.о. идея субстанционального монизма имманентно содержит в-себе, как это показано выше, все принципы диалектики и позволяет сформулировать их в явном виде.

1. Принцип субстанционального монизма, заключающийся в субстанциональном тождестве материального и идеального. Субстанция представляет тождество своих материальной и идеальной сторон (моментов). Объективная реальность развивается посредством бесчисленных субстанциональных форм, одновременно как целое также являясь субстанцией.

2. Принцип субъектности субстанции. Субстанция является субъектом собственного развития и саморазвивается за счёт внутренних факторов (причин).

3. Принцип внутренней противоречивости субстанции. Источником (причиной, механизмом) саморазвития субстанции являются внутренние противоречия между её сторонами (между материальным и идеальным), каждая их которых является «своим иным» другой. Движение субстанции осуществляется посредством возникновения, развития и разрешения (снятия) внутренних противоречий – происходит последовательное снятие наличного внутренне противоречивого состояния (качества) в новом, также внутренне противоречивом, состоянии (качестве). Внешние воздействия (внешние противоречия) оказывают на внутренние противоречия деформирующее влияние, но главным фактором, определяющим развитие субстанции, являются внутренние противоречия.

4. Из принципа внутренней противоречивости следует принцип единства (тождества, внутренней связи) отрицающего и отрицаемого, отрицательного и положительного (т.е. отрицания и отрицания отрицания), что означает их неразрывность и императивность перехода от отрицания к отрицанию отрицания.

5. Последнее – переход от отрицания к отрицанию отрицания – проявляется как принцип снятия (исчезания с одновременным сохранением), преемственности а именно – как сохранение в новом качественном состоянии субстанции предыдущих сторон внутреннего противоречия (качеств, признаков) но в другой, неявной, скрытой форме (в-себе). Снятие отрицания посредством отрицания отрицания в новом положительном (утвердительном) качестве это и есть суть движения.[1]

6. Принцип тотального единства (целостности): связи общего-особенного, особенного-единичного, а, следовательно, в конечном итоге, посредством особенного – и общего-единичного, из чего следуют: 1. принцип определения (детерминирования) общим частного, 2. принцип формирования частным общего, но с учётом приоритета общего. Т.о. первый принцип императивен, второй принцип дополнителен и реализуется в определённых конкретных условиях.

7. Принцип имманентной телеологичности. Этот принцип следует из принципов внутренней противоречивости и тотального единства. Самодвижение субстанции детерминируется внутренним противоречием (т.е. наличным конкретным состоянием и взаимодействием его сторон), на которое оказывают деформирующее влияние внешние противоречия и, следовательно, содержит тенденцию к некоему, определяемому указанными условиями, результату – т.е. это самодвижение интенционально.[1] Телеологичность не связана с некой внешней, чем-то заданной целью, а есть следование внутренней логике развития субстанции с учётом деформирующего влияния внешних субстанции условий.

8. И как итог, вытекающий из всего сказанного выше, – принцип тотальной диалектичности (т.е. непрерывного движения, саморазвития посредством становления, развития и разрешения внутренних противоречий) всего сущего, всей объективной реальности – и бытия, и мышления о нём. Последнее означает, что все сформулированные принципы диалектики распространяются и на бытие, и на мышление и, следовательно, обладают как онтологическим, так и гносеологическим статусом.

 

[1] Телеологичность конкретна, как конкретны внутренние субстанциональные противоречия, но в самом общем виде она означает движение к усложнению субстанции, снятию предыдущих качеств в новом, более сложном состоянии. Как пример, субстанциональное развитие от гипотетической праматерии до субстанции мыслящей – человека. В сфере гносеологии принцип телеологичности в логически чистом виде прослеживается в «Науке логики» Гегеля.

 

 

 


[1] Следует отметить, что в существующей литературе многие авторы, говоря о диалектическом отрицании, очень часто упускают из виду необходимость последовательного отрицания и этого, первого, отрицания, ограничиваются им, не доводя т.о. движение противоречия до его завершения, снятия. Например, в отчётливом виде эта ошибка проявляется в рассуждениях об отчуждении, когда ограничиваются только этой отрицательной стороной общественных отношений, пренебрегая тем бесспорным фактом, что отчуждение диалектически тождественно со своим отрицанием, рефлексией – присвоением, а также тем диалектическим принципом, что их противоречивость должна быть снята в новом качестве – новом общественном отношении, представляющем собой их положительное единство.

[2] Телеологичность конкретна, как конкретны внутренние субстанциональные противоречия, но в самом общем виде она означает движение к усложнению субстанции, снятию предыдущих качеств в новом, более сложном состоянии. Как пример, субстанциональное развитие от гипотетической праматерии до субстанции мыслящей – человека. В сфере гносеологии принцип телеологичности в логически чистом виде прослеживается в «Науке логики» Гегеля.

 

 

 

 

 

14.06.2017

 


[1] А это и есть не что иное, как субстанциональный монизм.

[2] Ленин В.И., ПСС, изд. 5, Т. 29, С. 250.

[3] Следует отметить, что в существующей литературе многие авторы, говоря о диалектическом отрицании, очень часто упускают из виду необходимость последовательного отрицания и этого, первого, отрицания, ограничиваются им, не доводя т.о. движение противоречия до его завершения, снятия. Например, в отчётливом виде эта ошибка проявляется в рассуждениях об отчуждении, когда ограничиваются только этой отрицательной стороной общественных отношений, пренебрегая тем бесспорным фактом, что отчуждение диалектически тождественно со своим отрицанием, рефлексией – присвоением, а также тем диалектическим принципом, что их противоречивость должна быть снята в новом качестве – новом общественном отношении, представляющем собой их положительное единство.

[4] Телеологичность конкретна, как конкретны внутренние субстанциональные противоречия, но в самом общем виде она означает движение к усложнению субстанции, снятию предыдущих качеств в новом, более сложном состоянии. Как пример, субстанциональное развитие от гипотетических фундаментальных частиц до субстанции мыслящей – человека. В сфере гносеологии принцип телеологичности в логически чистом виде прослеживается в «Науке логики» Гегеля.

Категория: Теория | Добавил: Автор (14.06.2017)
Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0